Горелка для лэмпворка
Лэмпворк — что это такое? Как плавить стекло в домашних условиях
Изделия ручной работы продолжают набирать популярность. Это всегда уникальность и высочайшее качество. Поговорим об одном из видов рукоделия, как техника лэмпворк, и как в домашних условиях можно создать такие украшения. Проще говоря, обработка стекла огнем.
Невероятной красоты бусины получаются в результате такого творчества.
Мишель Маш, редактор Beading Daily, взяла интервью о том, как начать делать стеклянные бусины, у Лори Гринберг, известного мастера лэмпворка.
Сайт Лори Гринберг
Блог Лори
Лори Гринберг в её студии
Мишель: Чтобы вы порекомендовали начинающим? С чего начать?
Лори: Он-лайн форумы и сообщества могут дать очень много полезной информации. Иногда новички учатся очень быстро именно потому что они «перерывают» кучу информации дабы найти именно то, что им нужно.
Я всегда рекомендую сначала пойти на небольшие курсы — чтобы удостоверится что это вам действительно нравится. Но самым лучшим вариантом для новичков я считаю возможность непосредственно наблюдать за тем как работают другие лэмпворк-мастера и пробовать сделать что-то подобное самим.
Новые места открываются везде, и мне кажется (к досаде изготовителей бусин, пытающихся заработать на этом) что лэмпворк-студии — это следующий «писк моды».
Мишель: Какой минимум оборудования нужно иметь, чтобы начать заниматься лэмпворком?
Лори: В необходимый минимум входит, конечно, горелка в хорошо проветриваемом помещении, желательно чтобы была еще и вытяжка; газ для горелки, машеры, мандрели, стеклянные пруты, огнеупорная поверхность, большой пинцет, муфельная печь и защитные очки.
Это можно устроить в свободной комнате дома или в гараже, но только если вы сможете при этом обеспечить пожарную безопасность и хорошую вентиляцию помещения. одна из лэмпворк-бусин в исполнении Лори
Мишель: Что делать если живешь в месте, где нет поблизости ни одной лэмпворк-студии? Что можно сделать чтобы самостоятельно научится делать подобные бусины?
Лори:О боже! Да я могу уже книгу написать об этом! Хотя об этом уже и написано много книг.(например Making Glass Beads и Beads of Glass).
Самое первое и самое важное — научитесь основам безопасности! Перечитаете доступные форумы обо всем в этой области, начиная от работы горелки до устройства вентиляции. Делать бусины из стекла — это большое удовольствие, но если вы взорвете сами себя при первой же попытке, то вы уже не сможете сделать ни одной из этих прекрасных бусин.
Если поблизости нет студии, то попробуйте обратится в ближайший магазин в котором продается оборудование для лэмпворка с просьбой устроить демонстрацию или мастер-класс.
Мишель: Как люди с ограниченным доходом могут заниматься лэмпворком? Могут ли они это делать без муфельной печи или некоторого другого дорогого оборудования?
Лори: Наименее дорогой способ — это начать с горелки HotHead. Она стоит порядка 30 баксов + необходимо докупить газ. Со временем это, возможно, окупит себя, но только если изготовление бусин станет уже не просто вашим хобби.
Муфельная печь — это самый дорогой элемент «стартового набора». Пожалуйста не продавайте никому свои бусины, до того как обожжете их в муфельной печи. Необожженные бусины могут треснуть и возможно поранить кого-то осколками. Если у вас нет своей собственной муфельной печи, возможно вы сможете обжигать с кем-то вместе у кого она есть или просто заплатите им за обжиг.
Хорошая новость в том, что лэмпворк продается! С приходом опыта и знаний, вы сможете легко продавать ваши бусины или украшения и тем самым финансово поддерживать свое увлечение
Галерея: лэмпворк (25 фото)
Волшебные бусины в технике лэмпворк в домашних условиях
Стекло продается разноветными палочками, вот как выглядит стекло для лэмпворка:
Что нам понадобится:
- Рабочее место с вентиляцией;
- Пропановая горелка с баллоном;
- Защитные очки;
- Стекло;
- Спицы из стали;
- Сепаратор;
- Одеяло, в котором будут остывать бусины;
- Инструменты для формирования бусин.
Итак, приступим к мастер-классу.
Сначала надо разогреть кончик стекла. Как только он начнет плавиться, наматываем его на спицу.
Плавим диск в пламени горелки, самое главное — не спешите! Наше стекло должно приобрести форму пончика.
Вот, что должно получиться в конце:
Вот и готова наша бусина! Теперь ей нужно дать остыть и все.
Таким способом можно делать не только бусины, но и всякие интересные скульптуры, которые потом можно преподнести в качестве подарка. Также можно сделать бусины с точками.
Лэмпворк (lampwork) стекло в огне
- Авторизуйтесь для ответа в теме
#1
Я занимаюсь лэмпворком уже больше 2 лет. Хочу рассказать вам, дорогие любители рукоделия, про эту интересную технику, которая в наших краях пока еще мало известна, но все же имеет место быть ))
Лэмпворк — (англ. lamp — лампа, work — работа) — это техника работы со стеклом. В этой технике размягченному в пламени стеклу, придают желаемую форму.
Рассказываю и показываю вкратце, как создается простая бусина из стекла
1.Растапливаем стекло в пламени горелки (на 1 маленькую бусину);
2. Наматываем на спицу растопленное в пламени стекло;
3. Формируем бусину;
4. Вот и все, простая бусина готова
В наше время для лэмпворка используются горелки, работающие на природном газе или на пропане. В качестве окислителя обычно используется кислород. Он делает пламя более горячим, что позволяет стеклу быстрее плавиться. Но есть мастера, которые работают на пропановых горелках, для них кислород не нужен. Но давным-давно, для того чтобы растопить стекло, мастера использовали для работы масляные лампы, поддувая в их пламя обычный воздух через трубочку. До нас лэмпворк дошел в самом удобном виде. Интернет-магазины предлагают всевозможные горелки, инструменты для лэмпворка и конечно же расходный материал — стекло, палитра цветов которого очень широка.
Посмотрите, какие красивые бусины лэмпворк бывают.
,
,
,
,
Продолжу завтра, спать очень хочется, аж глаза закрываются )) Расскажу о материалах, которые нужны для лэмпворка, подробнее. Покажу свои работы в этой технике.
- 1
Наверх
#2
- 0
Наверх
#3

- 0
Наверх
#4
красота! даже не верится, что это стекло
- 1
Наверх
#5
- 0
Наверх
#6

- 0
Наверх
#7

- 0
Наверх
#8
Для того, чтобы заниматься лэмпворком, необходимо рабочее место. Как правило это небольшое помещение или часть помещения, имеющее хорошее естественное или искусственное освещение. В помещении для занятий лэмпворком должна будет обязательно установлена вытяжка. Без нее работать ни в коем случае нельзя. Так же обязательно должна быть возможность проветривания рабочего помещения, так как вытяжка забирает не только вредный воздух, но и полезный. Без проветривания помещения головные боли лэмпворкеру обеспечены.
Так же необходимо будет приобрести маленький огнетушитель. Все-таки лэмпворк – это работа с огнем, и лучше перебдеть, чем недобдеть ))
Для начинающего лэмпворкера в зарубежных интернет-магазинах продаются стартовые наборы. Здесь я даю описание одного из самых простых стартовых наборов, который обойдется с доставкой из США в сумму около 250 долларов. Этот набор можно приобрести здесь http://www.sundanceg. admaking-21.htm
1. Горелка Хот Хед, для которой нужен только 1 вид газа — пропан. Для нее подойдет 25 литровый баллон и редуктор с манометром и шланг, который соединит горелку с баллоном.
2. Очки с защитным покрытием, которое блокирует вредное для глаз свечение от пламени горелки. Без этих очков работать нельзя ни в коем случае!
3. Стекло. 8 палочек различных цветов.
4. Стальные спицы, на которые наматывается расплавленное стекло, и методом верчения превращается в бусину.
5. Сепаратор или обмазка. Каолиново-графитовый состав сметанообразной консистенции, который наносится на кончик спицы перед работой. Он не дает стеклу прилипнуть к спице и позволяет легко снять готовую бусину с нее.
6. Керамическое одеяло. В него кладут еще горячие бусины на спицах, для того, чтобы они постепенно остывали до комнатной температуры. Этот процесс необходим, для того, чтобы снять напряжение в бусинах. Керамическое одеяло отчасти заменяет печь.
7. Набор некоторых инструментов, необходимых для формирования бусин.
А вот для продвинутого лэмпворкинга обязательно понадобится печь для отжига изделий, штампы и прессы, нож для нарезки стекла. А при выборе более комфортной горелки, такой как Минор или Крикет, понадобится еще и кислородный концентратор, так как эти горелки работают от смеси пропана и кислорода.
Мое рабочее место выглядит вот так (простите за бардак, но так оно и есть, порядок на столе бывает редко )
под столом стоит кислородный концентратор, справа от стола (около стены) баллон с пропаном.
Обычно лэмпворкеры выглядят так, когда надевают свои обязательные очки ))) (на фото я)
Сообщение отредактировал 0kci: 26.05.2009, 02:43:15
- 0
Наверх
#9
Некоторые мои работы с бусинами лэмпворк, которые я сделала сама ))
————————
На данный момент по лэмпворку доступно много информации на русском языке.
Сообщество в ЖЖ, пожалуй это самое первое место встречи русскоговорящих лэмпоркеров.
и два форума 1 и 2
На ютубе можно найти очень много видео уроков по лэмпворку. Правда на английском, но главное что видно сам процесс и все становится ясно )) урок и еще урок
Стеклодувная мастерская Мурано- знакомство с великим мастером и его работами
Еще один способ приблизиться к Муранскому стеклу — это встреча с великим мастером, оставившим навсегда яркий след в истории острова. На Мурано мы предлагаем Вам посетить стеклодувную мастерскую Salvadore, где вы можете увидеть коллекцию одного из крупнейших мастеров-стеклодувов XX века, Давида Сальвадоре. В компании с его детьми, которые вместе с ним управляют стеклодувной мастерской, Вы познакомитесь с творчеством Мастера, которое произвело революцию в стеклодувном искусстве, выходя далеко за рамки своей эпохи.
Хотите узнать и о других не менее значимых венецианских ремеслах? Тогда эта статья для Вас:
О “непустяковом”промысле с тысячелетней историей рассказывает мастер
Фото Николая Федорова
Религиовед по образованию, археолог и реконструктор по увлечению, мастер по призванию Яков Внуков, основатель “Лэмпворк студии Внуковых”, рассказал “Солидарности”, где нашли первые бусы, как правильно играть с огнем, какие бусы могут стоить несколько тысяч долларов и почему серьезные мужчины занимаются бусинками. Встречайте — лэмпворк, европейское хобби и хорошо забытый российский промысел.
ХОББИ ИЗ ПРОШЛОГО
— Как называется твое дело?
— Лэмпворк, соответственно, я — мастер лэмпворка. Но если честно, не люблю это иностранное слово. Как хобби занятие недавно вернулось к нам из европейских стран и Америки. С ним пришло обилие импортных терминов: дрот, мандрель, килн. Оно пугает и понятно только новым профессионалам. А ведь лэмпворк — хорошо забытое старое. В старину на Руси это дело называли “камушный промысел”, а бусины — камушками. Так что мастера, наверное, “камушники”. Кроме того, играя с русским словом, мы получим “бусоделы”. Публика часто, видя, что мы работаем со стеклом, говорит: “Вы что, дуете бусики?” А так как технология связана не с дутьем, а накручиванием, то получается, что я “бусокрут”. Так что выбирайте, как больше нравится.
— Ты говоришь — “в старину на Руси”. Это древняя профессия?
— Если говорить о бусах, то они появились в веке VII — VIII до нашей эры. Естественно, в Месопотамии, это очаг цивилизации, где много что возникло. И первые известные археологам бусы — месопотамские. (Месопотамия — историко-географический регион на Ближнем Востоке, расположенный в долине Тигра и Евфрата, родина одной из древнейших цивилизаций. — Ред.) Они, конечно, еще очень корявые. Видно, что люди не умели ни красить стекло, ни обрабатывать. Они просто варили песок. Как до этого додумались, точно не известно. Скорее всего, как и с другими достижениями, то было дело случая. Возможно, молния попала в песок, возможно, заметили в печах, где плавили медь, как своды изменились под воздействием больших температур. Вообще у бус очень богатая история и биография. Например, они прямые родственники елочных украшений. Знаете ли вы, что такое “пустяк”? В старину так назывались самые дешевые, пустотелые, выдутые и подкрашенные бусы. В России пустячным промыслом занимались целые деревни, которые в советское время были перепрофилированы на производство елочных украшений: тех же бус, шаров, красноармейцев и космонавтов. Камушное ремесло процветало и в Дмитрове XIX века, где производили бусы и бисер, который, как говорят, поставляли аж в Бухару. По легенде, местных крестьян этому научил кто-то из пленных иностранцев, оставшихся в России после войны 1812 года.
— А в твоем случае как сложилось, что серьезный мужчина вдруг стал заниматься бусиками?
— Во всем, конечно, бабы виноваты (смеется). Это увлечение принесла моя бывшая супруга. Она искала себя, решила заняться хобби. Пошла на мастер-класс по лэмпворку. Потом стала притаскивать домой красивые кругляшочки, начала ходить на “аренду”. Своего оборудования у нас тогда не было, да и за полчаса его в магазине не купишь. А затем и я увлекся. Будучи сумасшедшим реконструктором и отчасти археологом, который принимал участие в раскопках и держал в руках настоящие древности, я всегда интересовался, как и что делали в старину. Начал смотреть на археологические находки, пытался их повторить на современном оборудовании. Причем долго не ходил никуда учиться, так как если руки золотые, то не важно, из какого места они растут. И скоро уже делал бусы на продажу, понял, что с этого вполне можно кормиться. Ну а потом начал заниматься у знаменитых мастеров, потому что ассортимент приемов и художественных методов древних бус ограничен и примитивен, а хотелось уметь все. Сейчас у меня есть даже историческая бусодельня, с которой мы ездим на фестивали. Это копия производства, которое было в ходу сотни лет назад: горн, горшок с древесными углями, мехи и прочие прелести.
СОВРЕМЕННАЯ АЛХИМИЯ
— Каждый мастер старается изобрести что-то свое?
— Мировой опыт бусокручения настолько обширен, что взять и привнести сюда что-то новое очень сложно. Это как у художников: все пишут одними красками, одними кистями, но результат разный. Я не считаю себя мастером с большой буквы. Я, скорее, ремесленник. Моя фишка — это создание бусин “по мотивам”: средневековых, античных, древних. Стилизации и точные копии. “Что-то свое” достигается мастерством исполнения, стилистикой, навыками подбора материалов. Красота бусины зависит и от художественного вкуса мастера, и от качества стекла. Инновации в нашем деле остаются производителям стекол, которые открывают новые составы с особыми эффектами, добавляют примеси, которые до этого не использовались. В общем, колдуют над составами.
— Кто эти производители?
— О, их очень много. Заводы — производители сырья есть по всему миру. В России это бывший завод в Гусь-Хрустальном. На Украине есть, в Америке, в Чехии, в Индии. Ну и, конечно, знаменитое итальянское, венецианское стекло, стекло с острова Мурано. Оно бывает дорогим и дешевым, отличается химическим составам, примесями, сложностью варки, эксклюзивностью партии, может содержать драгоценные металлы. Если говорить об эксклюзиве, то даже серьезные фирмы не всегда могут повторить какой-то результат. Я не очень точно представляю весь процесс варки, но они загружают ингредиенты в чан и смотрят, что получается. Причем, на результат могут влиять абсолютно непредсказуемые вещи. Давление, время варки. Сварить два одинаковых чана не всегда возможно. Поэтому партии одного и того же артикула могут различаться по оттенку или отливу.
— Как ты считаешь, для создания бусин нужен какой-то определенный талант, умение? Сложно ли это?
— На этот вопрос практически невозможно ответить. Сложно ли водить автомобиль? Да, если не умеешь. Но и когда умеешь — тоже бывает сложно. Любой человек может сделать бусину. Вопрос в том, что это будет: круглый цветной шарик или произведение искусства? Поэтому цена может быть очень разной. Средняя стоимость крупной авторской бусины — около 500 рублей, но может доходить и до 25 — 50 тысяч за коллекционные бусины, которые невозможно повторить. Делают их звезды лэмпворка мировой величины. Многие предпочитают работать именно с эксклюзивными партиями стекла, чтобы изделие получилось на самом деле уникальным. Но сложного ничего нет. Наша студия проводит мастер-классы для детей от 14 лет. Первые свои бусы они делают уже через 5 — 6 часов, а дальше, чтобы получались максимально равные и прямые изделия, нужен только налет часов. Повторюсь, основные техники и приемы работы со стеклом не меняются тысячелетиями. Как работали в античности, так работают и сейчас. Но можно снимать шляпу перед мастерами прошлого, потому что некоторые вещи до сих пор повторить очень сложно. Даже с регулируемыми печками и прочими достижениями техники. Еще Ломоносов, который пытался восстановить технику античных мозаик, писал, что невозможно повторить некоторые древние цвета стекла.
— Как насчет травматизма? Бусы — это же опасное занятие.
— Любое ремесло опасное. Плотник может пораниться топором, повар — обжечься. Тут есть определенная техника безопасности, которую надо знать. Мы работаем с газовой горелкой. Опасны, прежде всего, газ и высокие температуры. Пропан легко воспламеняется, а температура горелки может достигать тысячи градусов, это не шутка. Стекло тоже материал нежный, он легко трескается и даже взрывается. Его нужно аккуратно прогревать и не менее аккуратно остужать, чтобы избежать курьезов. Как раз этому обычно новичков учат на первом мастер-классе. Это, по сути, игры с огнем. Серьезная вещь. Я вот очень не люблю отвлекаться, когда работаю. Изготовление — это своеобразный диалог с материалом, что-то вроде медитации. Настоящая магия. Такие колоссальные температуры есть только где-то во вселенной, там, где летают кометы и рождаются миры. И ты создаешь бусину, как планету. Накручивая слои, следя, чтобы каждый цвет лег на свое место, чтобы бусина не перегорела. Можно просидеть часа четыре и не заметить, сколько времени прошло, кто был рядом, приходил или уходил. Если все удается, то бусина рождается живой, передает всю гамму эмоций создателя, от нее идет душевное тепло.
В ПИР, В МИР И В МУЗЕЙ
— Кто покупает эти бусины? Конечно, не те, что за тысячи долларов. Нарисуй портрет потребителя!
— Мы работаем на средний класс. К нам идут барышни, которые покупают бусы и браслеты типа Pandora. Бусинка в официальном магазине стоит от 1500 рублей, а частный мастер возьмет в 2 — 3 раза меньше. Тем более, у этой марки ассортимент бусин очень бедный, а у мастера можно выбрать любую форму, цвет и размер, даже сделать на заказ уникальные, какие хочется. В магазине таких не купишь. Кроме того, мы делаем вещи на заказ для музеев. Месяц назад сдали большой заказ копий для музея города Болгар. Наши изделия используются в музее Куликовской битвы. Государственный исторический музей тоже интересовался.
— И как они вас находят?
— Через сайты, группы в соцсетях. Ищут на выставках и ярмарках. Нам, бусоделам, рады на многих мероприятиях, посвященных хобби, хенд-мейду, ну и, конечно, лэмпворку. Есть специализированные выставки, такие как Flame Creation. Эта большая профильная выставка-ярмарка, настоящая Мекка для тех, кто работает со стеклом.
— Камушный промысел оставил в тебе свой профессиональный след?
— Да, я теперь обращаю внимание на то, какие вы носите украшения. Если девушка идет в изделиях лэмпворка, то сразу вижу, какой у нее хороший вкус (смеется). Даже могу определить, кто делал украшения, если это не китайский ширпотреб, конечно!
“А”-СПРАВКА
Лэмпворк (lampwork, англ. — работа с лампой) — это технология, а если поэтичнее, искусство создания стеклянных бусин и предметов посредством плавления стекла в огне газовой горелки.
Мандрель — спица из стали, на которую наматывается расплавленное стекло при создании бусин.
Дрот — стеклянный прут малого и среднего диаметра, используемый для изготовления ампул или художественных изделий из стекла.
Килн — печь.
Оборудование для начинающего бусокрута обойдется не менее чем в 50 — 60 тысяч рублей. Кроме горелки и мандрелей понадобятся другие необходимые инструменты, печь или керамическое “одеяло”, где остывают готовые изделия.
Историческая реконструкция — детальное восстановление по аутентичным технологиям костюмов, оружия, быта и нравов разных периодов истории.
“Аквариум”, “вселенная” — названия видов бусин, которые напоминают емкость с водой, растениями и рыбками, или космос с планетами и туманностями.
О том красивы ли пустяки, что такое лэпмворк, и где научиться делать камушки.
ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ
Мы живём в бетонных трущобах
Дом отдыха «Опалиха»
Историко-краеведческий музей в Шуши
Память о Карабахской войне
Ювелирные шедевры Сальвадора Дали
Давид Симонян рассказывает…
Вне всяких сомнений, стеклянные бусы играют очень важную роль в жизни человечества! В подтверждение своих слов напомню, что остров Манхэттен, с которого зародился Нью-Йорк, был куплен у индейцев Питером Минуитом 4 мая 1626 года за кучку тряпья, огненную воду и бусы! Всего на сумму в 24 доллара! Ну, это было в Америке, а что же было с бусами у нас?
Питер Минуит покупает будущий Нью-Йорк за бусы.
Очевидно, что первые бусы на Русь привезли купцы еще, когда славяне жили отдельными племенами. В то время монета еще прочно не вошла в оборот, торговля была, в основном, меновой, и бусы были отличным платежным средством. Арабский путешественник и писатель Ахмед ибн Аббас ибн Фадлан посетил в начале 10 века город Булгар на Волге в качестве посла. Там он встретил и описал древних купцов русов, вот что он пишет:
Древнерусские бусы.
«Самое лучшее из украшений у них (русов) это зеленые бусы… Они (русы) заключают (торговые) контракты относительно них, покупают одну бусину за дирхем и нанизывают, как ожерелья, для своих жен».
Свидетельства популярности стеклянных бус на Руси часто находят археологи. Бусины хорошо сохраняются в земле. Многообразие древних бус поражает. Об их типах и видах написано много научных работ. Есть простые одноцветные бусины, рубчатые, бусины с многослойными глазками, поперечные и продольные полосатые, с волнистыми разноцветными линиями, похожие на цветы бусины в технике миллифиори, удивительные мозаичные бусы со сложными наборными рисунками. Известно, что наши предки придавали бусам особое значение. Рожденные в огне, они отгоняли злых духов, привлекали к владелице удачу в делах. Еще в 19 веке верили, что глазчатые бусины защищают от сглаза, бусины с цветными крапинками оберегают от краснухи и кори, волнистые линии на бусинах отгоняют змей и делают их укус менее ядовитым. В быту наших предков тысячелетней давности было мало ярких устойчивых красок, поэтому нетускнеющее стекло высоко ценилось и передавались по наследству. Яркие, пестрые ожерелья дарили радость своим хозяйкам и всем домочадцам. Бусы были предметом гордости и зависти на праздниках, желанным подарком. Особенно в тех областях, где долгая зима делала мир на полгода черно белым.
Бусы из Лядинского могильника.
Бусины, дошедшие до нас из безмолвного прошлого, таят в себе много загадок и нераскрытых секретов. К примеру – секрет своего создания. Современные люди, привыкшие находить все, что им нужно на прилавке магазина, редко знают как, что сделано. Признаюсь, и я, до одного случая, не знал, как делаются бусы. А случай этот приключился на фестивале древнерусской истории и культуры Городецкое Гульбище. Я работал тогда в оргкомитете и занимался организацией ремесленной площадки. На Гульбище я и познакомился с человеком известным по имени Кеша Сухов. Кеша весьма обаятельный мастер с шутками и прибаутками попросил меня поставить его мастер-класс в расписании на вечер. Я был немного недоволен, т.к. вечером быстро темнело, и мастер-класс было бы плохо видно гостям фестиваля. Дальше я закрутился и только в сумерках вспомнил, что мне надо навестить Кешу и посмотреть, как у него идут дела. Я подошел к месту и понял что пропал… На небольшом постаменте творилось какое-то священнодействие. Кучка зрителей столпилась тесной группой, и крайние тянули шеи. На их лицах играли отблески пламени, а из центра круга периодически вылетал столп искр, и мелькала Кешина шапочка.
Магия в жерле горна.
Кеша колдует, “Городецкое Гульбище 2009”.
Протиснувшись к центру, я увидел, что Кеша колдовал с какими-то палочками над багряно-алым жерлом небольшого горшка, закопанного в песок, из которого струился столб огня и искр. Зрелище захватывало само по себе. С удивительной ловкостью Кеша манипулировал ножиком и какой-то спицей. Он быстро плавил стеклянную палочку в маленьком вулкане, подхватывал стекло на спицу, наматывал его, затем еще раз расплавлял стеклянный шарик до свечения, предавал ему форму ножом, наносил орнамент стеклом другого цвета. Так я впервые увидел горновое производство бус! И с тех пор стал живо интересоваться стеклоделием. А Кеша стал моим вдохновителем и первым учителем, за что ему огромное спасибо!
Меня как историка и реконструктора прежде всего интересовало производство исторических бусин. А вот моя жена Юля пошла на курсы современного лэмпворка. Лэмпворк – наследник древнего стеклодельного ремесла, современная техника изготовления бусин в огне лампы-горелки. От Юли я перенял основные приемы работы, и с их помощью постепенно стал делать бусы сам. Вместе мы набирались опыта, набивали руку, смотрели на работы мастеров и пытались разгадать, как они сделаны. Многое старались повторить. Эта необычайно увлекательно! Похоже на маленький детектив, когда ты, следуя за замыслом мастера, разматываешь клубок приемов и техник.
Браслет работы Melanie Moertel.
Украшение работы Angela Brackrogge.
В один прекрасный момент мне улыбнулась удача, и мы сняли небольшое помещение под мастерскую. Стали собирать оборудование и инструменты. Теперь у нашего хобби появился дом! Когда работаешь на горелке, появляется ощущения сопричастности к чему-то космогоническому, грандиозному. Раскаленные шарики стекла светятся и вращаются на своих осях в потоке газового пламени. В шуме горелки сплавляются хитросплетения слоев стекла. Глазки и полоски, то проступают на чуть охладившейся стороне бусины-планеты, то снова пропадают в ее багровом свечении. Действительно, похоже на рождение планеты в потоках раскаленного газового облака молодой звезды… гудит пламя… настоящая магия!
Магия в пламени горелки.
Через год мы с Юлей открыли собственную лэмпворк студию. Сейчас она оборудована всем необходимым для лэмпворка и сборки украшений:
– Два рабочих места с горелками Mega Minor и Minor
– Наборы инструментов: щипчики, кусачки, пинцеты, лопатки, подставки, штампы, спицы-мандрели, шаровертка, разделитель, ножики, трубка для пузырей-шард и т.д.
– Керамическое одеяло и вермикулит для остужения бусин
– Муфельная печка для отжига
– Небольшая библиотека
– Место для хранения стекла
– Чайник для чаепитий
– Музыка для вдохновения
– А так же отдельный верстак и набор инструментов для сборки украшений и смежных работ.
Обучение в нашей студии.
Словом, студия стала для нас пространством для творчества и общения с братьями по разуму. Тут работаем мы сами, делаем как современные авторские украшения из стекла, так и копии средневековых традиционных бусин. Кроме того, мы проводим обучение азам лэмпворка для всех желающих. Еще мы сдаем рабочие места в аренду для тех, кто не имеет своих мастерских, но хочет сам делать украшения. Так что если заинтересовались – милости просим!
Виды нашей студии.
Ну а что же было в нашей стране между горновым средневековым производством бус и современным лэмпворком? – спросите вы. Лемпворк пришел в Россию из-за рубежа совсем недавно. Он сменил своего предшественника – камушный промысел. Да, да – камушный, от слова «камушек». Камушками называли в 19 веке небольшие разноцветные бусины из плавленого стекла. Дело это было развито в селениях Костино и Прокошево Дмитровского уезда. Там изготавливали мелкую бижутерию, стеклянные пуговицы, глаза для кукол, четки и т.п. Продукцию развозили в удаленные губернии империи и даже в Бухару! А попал этот промысел к нам опять-таки из-за границы. Дмитровские крестьяне обучились этому промыслу у пленного солдата-иностранца, по крайне мере, так гласит местное предание.
А вот кто из вас знает, в чем состоит «пустяшное дело»?! Ну, или хотя бы, что такое – пустяки? А между тем пустяки по началу, были очень похожи на камушки. Делались они только немного по-разному. Пустяки – выдували. Ведь пустяками или пустяшками, пустышками назывались дутые, полые внутри бусины. Раскрашенные краской изнутри. Пустяшный промысел был развит в Клину, где в 1848 году был построен завод, производящий изделия из стекла и хрусталя. В том числе делали и бусы. Когда в 1861 году царь отменил крепостное право, множество крестьян занялись кустарным производством бус у себя прямо в избах. Тогда тысяча нанизанных на конский волос бус стоила 30 копеек. Для сравнения, 400 граммов хлеба – 10 копеек. Со временем пустяшная технология, превратился в производство елочных шаров и других украшений. Если вы видели старинные стеклянные бусы на новогодней елке у бабушки, то вы видели настоящие пустяшные бусы. В Клину сейчас работает замечательный музей ёлочных украшений «Клинское подворье». Обязательно загляните туда при случае – дело-то пустяшное! Ну а если вы хотите попробовать самостоятельно изготовить стеклянные бусы, научиться азам лэмпворка или посмотреть мастер-класс – добро пожаловать в нашу студию!
Автор Яков Внуков. На правах рекламы.
Интернет-СМИ «Интересный мир». 02.02.2012
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Visa 4276400051181130 Ширяева Лариса Артёмовна.
Также вы можете перечислить Яндекс Деньги в кошелек: 410015266707776 . Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.