Понтон из металлических бочек
Понтоны из бочек своими руками
У многих владельцев загородных коттеджей поблизости расположены водоемы, например, реки и озера. Немало среди таких владельцев и любителей рыбалки. Поэтому вопрос сооружения причала весьма актуален в таких случаях. Причал можно построить как стационарный, используя при этом фундамент на винтовых сваях, так и плавучий. В последнем случае наиболее удобным вариантом считается использование в качестве основы понтонов, которые будут удерживать причал на плаву. В статье мы рассмотрим, какие разновидности понтонов существуют на сегодняшний день, сравним их и покажем, как сделать понтоны из бочек и пластиковых бутылок своими руками.
Назначение понтонов заключается в поддержке различных конструкций на плаву. В качестве таких конструкций могут выступать причалы, дебаркадеры, мосты, паромы и даже дома. На сегодняшний день существует множество разновидностей понтонов: надувные, пластиковые, металлически и даже железобетонные.
Модульные полиэтиленовые понтоны
Самый оптимальный вариант – это плавучие пластиковые конструкции, элементы которых соединены между собой особыми креплениями через отверстия по периметру. Такие понтоны не требуют какого-то особого обслуживания, не подвержены влияниям речной или морской воды, льда. При необходимости их легко собрать, демонтировать и установить на другом месте. Изготавливают такие пластиковые конструкции из полиэтилена низкого давления (ПНД) с добавлением специальных составов против воздействия прямых солнечных лучей, соленой воды.
При монтаже пирсов, причалов, плавучих платформ всегда используются дополнительные аксессуары – поручни, сходни, кнехты и другие. Каждый может благоустроить свою гавань или причал так, как ему угодно.
Сегодня можно купить самые разные составные пластиковые блоки (модули) для понтонов на любой вкус и бюджет.
Но если покупка готового пластикового понтона не входит в ваши планы, то можно попробовать сделать понтон своими руками. Об этом далее..
Чертежи и расчёты
Перед началом строительства необходимо подготовить территорию водоема, выбрать нужный участок, свободный от упавших веток, камышей. Место для причала расчищают и выравнивают. Рекомендуется забетонировать площадку для упругой стойки пирса или понтона. Следует рассчитать количество пластиковых бутылок в зависимости от желаемого размера причала.
Разберем схему строительства понтона из бочек своими руками.
Для создания удобной поверхности потребуется древесина. Лучше всего в использовании проявляет себя лиственница. Такой понтон прослужит больше времени за счёт того, что лиственница не гниет от воды. Но если такой возможности нет, то аналогом считаются сосна и дуб. Перед строительством надо подготовить фанеру, промазать торцы смолой. Но если вы решили использовать древесину с металлическими бочками, то последние необходимо загрунтовать и покрыть антикоррозийной краской. Не забываем, что проделывать эту процедуру придётся каждый год перед началом пляжного сезона.
После пластмассовых понтонов актуальными считаются понтоны из железных труб или бочек. Они обладают высокой устойчивостью к разным грузам.
Но перед изготовлением понтона из любого материала важно рассчитать грузоподъемность. От этого зависит безопасность.
Проще всего измерить грузоподъемность одного элемента, то, из чего будет причал, затем рассчитать общий коэффициент от всего используемого материала. Желательно при расчетах оставлять запас в 30-50%. Но можно обратиться к специалистам – тогда они проведут точный расчет всех элементов. Но на это потребуются дополнительные затраты, а цель такой постройки – комфорт и минимальные вложения.
Для дополнительной безопасности стоит рассчитывать плавучесть, опрокидывание и жесткость. Чтобы чувствовать себя уверенно на воде, делайте двойной или тройной запас прочности.
Пирс на сваях
Рассмотрим конструкцию капитального причала, который делается на вертикальных сваях, ввинченных или забитых в дно водоема.
Если вы решили делать стационарный причал, настоящую пристань, то начинать работу следует в период зимних холодов. Точнее – в период зимних морозов, когда водоем покрыт толстым слоем льда. Именно стоя на льду, проще всего ввинчивать или вбивать сваи в дно водоема.
Зимой необходимо: пробурить лед, забить трубы, сварить металлическую раму, на раму уложить дощатый настил.
Сваи лучше всего использовать винтовые. Они меньше всего поддаются воздействию сил пучения. Учитывая, что на сваи будет опираться не слишком массивная конструкция причала, ввинтить их на достаточную глубину можно силами двух-трех человек, не прибегая к использованию специализированной техники.
Не надо технику. Крутить надо зимой, пробурив лунки. Края лунок помогут выдержать вертикальность по уровню, являясь дополнительной точкой опоры. Крутить надо минимум вдвоем, а лучше – втроем: двое крутят, третий с уровнем стоит. И вода в данном случае немного поможет. Это ведь не в сухую глину заворачивать.
Проанализировав практические рекомендации пользователей нашего портала, можно прийти к следующим выводам:
- Свая должна входить в грунт не менее чем на 1,5…2 метра (если дно илистое, то этот параметр может достигать 4-х метров);
- Сваи в обязательном порядке следует скрепить между собой горизонтальной обвязкой (иногда, для надежности, сваи оснащают металлическими раскосами);
- Уровень поднятия свай относительно поверхности воды необходимо определить заранее;
- Внутренности пустотелых свай желательно залить армированным бетоном, что значительно увеличит долговечность опор;
- Деревянные элементы причала следует обработать защитными составами.
Обработку древесины следует производить антисептиками группы ССА. Их действия лет на 10-15 хватит точно.
Используя вышеперечисленные рекомендации, можно построить не только пирс, но и небольшой декоративный мостик, как это сделал один из наших пользователей.
Мостик почти доделал. Использовал трубу – 57х3 мм, забивал в ил на 1,5 м. В трубу засыпал пескосмесь, после чего ее трамбовал (зима была). Получилось крепко. Этой весной доделаю навес и настелю доски.
Если вы желаете подробнее ознакомиться с разновидностями домашних причалов, а также узнать о материалах, из которых следует строить эти прибрежные сооружения, то рекомендуем посетить соответствующую тему, открытую для обсуждения на нашем портале. Прочитав полезные статьи, размещенные на страницах FORUMHOUSE, вы узнаете, как своими руками изготавливать, а также как ввинчивать в грунт винтовые сваи. В дополнение представляем вашему вниманию видеосюжет о том, как правильно создавать многофункциональный водоем, который идеально впишется в ландшафтный дизайн приусадебного участка.
Изготавливаем понтоны своими руками
Вы счастливый обладатель дома у водоема, наверняка вы представляли себе мостик посередине озерца, на который в тихую погоду можно выйти порыбачить или просто посидеть, наслаждаясь гладью воды или шелестом прибоя. Конечно, можно соорудить капитальный мост забетонированный, а можно прибегнуть к более романтичному способу и создать плавучий мост. Такой причал основывают на понтонах, которые и помогают причалу держаться на поверхности. Изготавливаем понтоны из бочек своими руками.
Здание на понтоне
Такие причалы монтируются на металлические конструкции и заливаются спецсредством. Для продления эксплуатационного периода в качестве каркаса используют оцинкованный профиль. Поверхность бетонного причала скрепляется деревянным скелетом. Что бы понтон не уплыл применяют якорную систему. Изготовить понтон бетонный самостоятельно достаточно трудоемкий и сложный процесс. Как показывает практика, понтоны из бетона покупают.
Пластмассовые понтоны используются в огромных масштабах, реализуются в разных комплектациях. Крепится конструкция с помощью специальных креплений. Пластмассовые понтоны представляют модули различной комплектации, к ним предусмотрены такие части которые образуют полноценные причалы. Здесь есть и перила и лестницы, различных вариаций.
Понтон из пластмассовых элементов
Одним из преимуществ, пластмассовых понтонов будет легкий монтаж и демонтаж, что позволит перемещать понтон в нужное место. Для того что бы монтировать такой понтон никакой специальной подготовки не нужно, простота конструкции позволит даже новичку легко справиться с этой задачей. Коротко расскажем принцип сборки понтона из пластмассовых изделий.
Пластиковые причалы могут собираться из пластиковых труб, они могут быть цельной конструкцией и разборной. Диаметр труб может быть разной от 30см до 1 м, а длина может достигать 12 м. На такие понтоны можно взгромождать вес до 12 тонн. Трудностью создания таких понтонов заключается в поиске абсолютно герметичных труб такого диаметра, и впоследствии создать из них необходимый каркас не нарушив герметизацию.
Понтон из пластиковых труб
Достоинства пластиковых понтонов следкющие:
- Такие понтоны не требуют профессионального обслуживания;
- Вода никакого негативного влияния на конструкцию не оказывает. Также понтон равнодушен к ультрафиолету и всевозможным химическим средствам. Не бояться пластмассовые понтоны и льда.
Трубы для понтона
Единственным недостатком будет высокая цена. Если вы хотите сохранить семейный бюджет, можно воспользоваться пластмассовыми бочками.
Готовое сооружение в разрезе
Разберемся детально в процессе изготовления плавучего причала из бочек собственноручно. Для создания причала нам понадобятся материалы и строительный инструмент:
- Пластиковые бочки четыре штуки, можно использовать металлические, за неимением первых.
- Деревянные доски или влагоустойчивая фанера.
- Брус 10 см.
- Брус 5 см.
- Канат.
- Смола эпоксидная.
- Краска алкидная.
Сборка понтона из бочек
Для создания понтона, древесину лучше выбирать лиственную. Она не так гниет при контакте с водой, что значительно продлит срок службы. Если не удалось найти такие брусья, можно остановить свой выбор на дубе или сосне. Все материалы нужно грунтовать и покрасить. При выборе фанеры, торцы промазывают заранее подготовленной смолой. Если вы в качестве бочек выбрали металлические их также необходимо тщательно загрунтовать. А затем покрасить антикорозийкой. Производить сбор понтона лучше рядом с водой, что бы не тащить готовую конструкцию:
- Итак, изначально готовим квадрат, одна сторона должна быть 2.5 м. Если соблюдать этот размер здесь отлично поместятся бочки. Для изготовления каркаса используем лаги. Для получения ровного квадрата, в углы кладите ровные брусья или измерить диагонали квадрата;
- Далее подготавливаем двухсотлитровые бочки, нам потребуется четыре штуки. Как правило, найти такие совсем не проблема, остается поддать их обработке;
- Покрываем бочку краской, а затем промазываем пробку герметиком или силиконом. Если в наличии бочек нет, их всегда можно приобрести в строительном магазине. При покупке отдавайте предпочтение пластиковым изделиям;
- Когда бочки готовы, сооружаем внутренний скелет понтона. Для этого необходимо по углам квадрата поместить бочки. Размеры бочек позволяют это сделать без проблем. Нам необходимо укрепить бочки, внутри устанавливаем брусья, так что бы одна сторона фиксировала бочку, а другая упиралась в каркас. Для прочности сооружения можно закрепить бочки еще двумя брусьями. Их необходимо разместить по обе стороны от бочки, плотно прижав ее. Брусья к основе крепятся шурупами. Далее бочки фиксируются веревками. Для каждой бочки делаются по шесть дырок. Затем конструкция переворачивается.
Сборка конструкции на воде
Дальнейшая сборка понтона проводится уже на воде. Каркас верхней стороны обшивается материалом, который вы выбрали для создания пола.
Спукс понтона на воду
Готовая конструкция из бочек
Самым обычным способом создания понтона будут понтоны, изготовленные из бутылок:
Понтон из бутылок
- Для начала работы необходимо собрать огромное количество пластмассовых бутылок. Хорошо если все бутылки двухлитровыми, необходимо будет приблизительно 350 штук. Такое количество необходимо, если бутылки двухлитровые и причал небольшой. Если бутылки меньшего объема их понадобиться больше. Лучше если бутылки будут не ровные, тогда их связать будет намного проще;
- Перед началом работы необходимо проверить герметичность каждой из бутылочек. Ваша цель создать большой причал, его необходимо делать из нескольких не больших;
- Для создания понтона из пластиковых бутылочек необходимы брусья для каркаса, канаты и мешки. В каждый из мешков необходимо поместить бутылки, в обычный мешок помещается около тридцати бутылок. Их нужно сложить по вертикали в два слоя. От количества мешков, зависит вес, который причал сможет выдержать;
- Для установки мешков крепите их к каркасу при помощи мешков. Размещать мешки необходимо соответственно размерам причала. Покрытие лучше делать из досок. Причал лучше крепить к сваям или при помощи якорей.
Понтон из мешков
Также используя такой метод создания понтонов, используя автомобильные камеры и пенопласт.
Видео о понтонах на пластиковых поплавках
Видео о самодельном понтоне из пластиковых бутылок
Делаем рыбацкий мостик. Стационарное сооружение либо плавучий понтон
Под вымосткой, или рыбацким мостиком понимают настил из досок, бочек, металла и других материалов, который размещают на берегу озера или реки и используют в качестве мостика для купаний, рыбалки и высадки/посадки на лодку.
Стационарное сооружение
С одной стороны, кажется, что соорудить причал достаточно легко: нужно в грунте зафиксировать опоры, после установить каркас и сверху сделать перекрытие или настил. С другой, – следует проявить внимательность и усердие при выполнении работ. Берега у большинства водоемов илистые, поросшие камышом и другой растительностью. Кроме того, надо учитывать характеристики и особенности грунтов, причем как под водой, так и на берегу. Также следует принять во внимание характер движения воды – стоячая она или проточная, а если проточная, то какая скорость течения. Например, если оно быстрое, то причал лучше выполнить в форме буквы «Г», ему навстречу.
Еще один важный момент – важно учесть глубину промерзания воды зимой и возможность ледохода во время весеннего снеготаяния. Наконец, проверьте, сильно ли изменяется уровень воды в зависимости от сезона и погоды. Все эти данные можно узнать в местной администрации, региональном гидрометеоцентре или геологической службе, да и просто у рыбаков. Впрочем, если для работ будет нанят подрядчик, то при правильном подходе он сам должен заниматься сбором сведений.
Сначала надежно закрепляют опорные сваи. Расставляют их на расстоянии 1,5-2 м друг от друга. В этом же диапазоне обычно выбирают ширину мостика (если сделать уже, то находиться на нем будет неудобно), а вот длина может составлять от 1,5 до 5-7 м. Больше обычно попросту не нужно. В качестве опор лучше всего подойдут винтовые металлические сваи диаметром 10-15 см, покрытые антикоррозионной обработкой.
Читайте также: Как сделать вольер для собаки?
Длину подбирают в зависимости от глубины водоема и ширины причала. Опоры важно заглубить в дно на 0,5-1 м и на такое же расстояние вывести над уровнем воды (причем наиболее высоким по статистике). Работы лучше производить зимой, когда на речке стоит лед, ведь для того чтобы закрутить сваи на большую глубину, потребуется приложить много усилий. С лодки это сделать будет непросто, так как сначала ее нужно надежно закрепить, а уж потом заниматься сваями.
Вкручивают опоры вручную. В большинстве случаев машиной невозможно подъехать достаточно близко к берегу. В процессе работ проверяют горизонтальное соответствие вершин опор при помощи уровня и визуально. Небольшой наклон допускается, но только в сторону берега, что связано с требованиями безопасности. По этой причине сваи нужно заказывать с запасом по длине. Ведь глубина и прочность грунта могут быть разными и, возможно, некоторые из опор придется вкрутить больше, чем остальные.
Сваи обвязывают стальными элементами – двутаврами или уголками. Укрепляют их при помощи сварки. Поверх каркаса укладывают настил, для которого чаще всего применяют доски толщиной 3-4 см. Перед укладкой стоит покрыть их отработанным машинным маслом или яхтенным лаком, чтобы избежать быстрого гниения. Доски привинчивают в заранее просверленные в уголках отверстия.
Плавучий помост
Понтон – это конструкция, которая опирается на плавучие опоры (именно их и правильно называть понтонами). Чтобы собрать его самостоятельно, понадобится несколько (четыре-шесть) металлических или пластмассовых бочек объемом 150-200 л, доски толщиной 2-3 см, деревянные брусья сечением 5 10 см.
Собирать конструкцию надо рядом с берегом. Сначала изготавливают каркас размером 2,5 2,5-3,5 м. Брусья для него скрепляют гвоздями или саморезами длиной 10 см, которые с тыльной стороны загибают молотком. К основной раме прибивают несколько поперечных брусков.
Бочки внимательно осматривают, чтобы они были целыми, без пробоин. Резьбу стоит смазать силиконом, а затем тщательно закрутить крышки. Подготовленные бочки размещают по углам рамы параллельно друг другу. После этого в верхней части просверливают по 4-6 отверстий в каждой емкости и продевают в них веревки. Делают это таким образом, чтобы получилась веревочная «паутина», которая надежно соединит бочки друг с другом, а также с каркасом. Второй метод укрепления – при помощи монтажной ленты. В этом случае просверливать отверстия не понадобится. Третий вариант – приварить к металлическим бочкам «ушки», используемые для фиксации веревок.
Читайте также: Как правильно собирать грибы? Советы дачнику
Поверх каркаса прибивают настил из досок. Затем конструкцию переворачивают бочками вниз и относят на воду. Помост будет сравнительно легким, но вес двух-трех человек он точно выдержит. Главное – надежно прикрепить его к берегу, например к паре металлических уголков, вбитых в грунт на 1 м. На зиму, до появления льда на воде, стоит вытянуть конструкцию на берег.
Готовые причалы
В продаже (в крупных строительных супермаркетах или на интернет-сайтах) можно найти модульные пластиковые понтоны (из полиэтилена низкого давления). Среди их преимуществ – скорость создания вымостки, отсутствие коррозии, возможность изменить конфигурацию в будущем. Кроме того, благодаря антискользящему рисунку, нахождение на понтоне является безопасным, а специальные добавки к полиэтилену не дают ему перегреваться под воздействием солнечных лучей.
Модули – это цельнолитые полые конструкции размером от 1,5 до 3 м по ширине и длине и 0,3-0,4 м по высоте. Между собой их соединяют при помощи специальных крепежных элементов, которые идут в комплекте к конструкции. На одном месте понтон держится при помощи якоря с внешней стороны и за счет канатов у берега.
Какие бывают причалы для катеров и особенности их строительства
Разнообразие материалов и конструктивных решений позволяет обустраивать как солидные комфортабельные пристани для отдыха с семьей и друзьями, так и совсем простенькие причалы для швартовки судна и одиночной рыбалки. В целом же все подобные сооружения можно классифицировать на следующие виды.
Понтоны
По своей конструкции, понтон – это плавучая станция, преимуществом которой является разнообразие материалов и простота конструкции. Понтон можно сделать из дерева, металлических бочек или даже пластиковых бутылок! При этом нет обязательных требований к габаритам конструкции: понтон всегда можно расширить, удлинить или, наоборот, разобрать часть секций. Кроме того, понтоны мобильны, а значит на них допустимо при спокойной погоде выходить на воду, а при плохих условиях конструкцию можно легко вытащить на берег и уберечь от возможных повреждений.
В наше время широкое распространение получили сборные пластиковые понтоны заводского производства. Это пластиковые (чаще полиэтиленовые) кубы, которые скрепляются между собой специальными соединительными элементами, как детский конструктор. Плюс таких понтонов, можно монтировать любые плавучие причалы, хоть для яхты, хоть для гидроцикла или даже можно построить плавучую беседку.
Мостки (вымосток)
Конструкция представляет собой деревянный мостик, уходящий от берега вглубь водоема. Такой причал для лодки своими руками сделать сложнее, но все же возможно. Как правило, возводить конструкцию начинают зимой, когда водоем заледенеет и добраться до дна гораздо проще. Для установки каркаса пропиливают лунки, в которые вбивают бревна, покрытые водостойким раствором, или же монтируют трубы. Рекомендуемое расстояние между столбцами равняется 1,5 метрам. По окончанию монтажа основания необходимо заняться настилом. Он может быть выполнен также из дерева или же пластиковых труб, которые считаются более практичными и долговечными.
Пирсы для лодок и катеров
Лодочный пирс – это капитальный причал, сильно выступающий в акваторию и обладающий многосторонним доступом для маломерных судов. Как правило, такое сооружение строят на свайной конструкции, расположенной перпендикулярно берегу. При этом могут использоваться как забивные сваи, так и винтовые. Работы также, как и в предыдущем случае, начинают зимой.
Забивные сваи, отличающиеся заостренным наконечником, забивают при помощи спецтехники – копров (сваебойные машины). Однако, от сильного воздействия возможна трансформация металла, поэтому более надежными и удобными считаются винтовые сваи. Каждая такая свая представляет собой металлическую трубу: на одной конце ее размещается винтовая лопасть, а на другом – оголовок, к которому крепится основа причала.
Благодаря лопастной конструкции винтовая свая легко вкручивается в грунт и проходит на достаточную глубину дна. Причем для вкручивания не надо даже прилагать особых усилий, следовательно, полностью пропадает и риск деформации стальных труб. Также заметим, что длина свай винтового типа достигает 11 м и при этом еще есть возможность нарастить или же обрезать конструкцию. Такие технические особенности позволяют устанавливать причалы для катеров и лодок на винтовых сваях даже в тех акваториях, где дно отличается большими скоплениями ила.
По окончанию монтажа каркасную свайную конструкцию в единое целое объединяют брусом или швеллером, приваренным к оголовкам опорных столбцов. Сварные швы для большей устойчивости покрывают антикоррозионным спецсоставом. Как правило, он изготовлен на основе краски, эмали или эпоксидной смолы.
Что касается настилов, то здесь в качестве основного материала могут использоваться полимерные материалы или же водостойкая древесина ценных пород. Полимеры имеют водоотталкивающие свойства, не поддаются деформации и выдерживают большие ударные нагрузки. Кроме того, данный тип материалов значительно дешевле, чем изготовление деревянного пирса. Но причал из настоящей лиственницы, акации, массарандуба, гарапа или других древесных пород, конечно, смотрится гораздо солиднее. Правда, такая конструкция стоит намного дороже и нуждается в гораздо большем уходе.
Монтаж полимерных досок или деревянного настила на жесткий каркас обычно проводят по технологии скрытого крепежа. Заметим, что перед установкой древесину обязательно обрабатывают защитными покрытиями. После монтажа настила осуществляется декоративная отделка пирса и установка дополнительных элементов (швартовые кранцы, перила, спуски на воду и т.п.).
Понтонный тип из бутылок
Причал понтонного типа из бутылок
Такое устройство сделать проще всего. Основой послужат обыкновенные двухлитровые пластиковые бутылки, количество которых зависит от запланированного размера причала. Для того чтобы начать работы, заготовьте 300–350 бутылок (при использовании полуторалитровых бутылок их может потребоваться больше, так как они более узкие). Желательно чтобы бутылки были одинаковыми, не прямыми, а с выемкой, на которой надежно зафиксируется крепеж.
Пластиковый причал
Обязательно проверьте, чтобы пробки были плотно закручены, а в бутылке не было дырок. Для этого, приготовленную к установке бутылку, попробуйте сжать, и если она осталась упругой, значит всё в порядке. Основу причала делайте не цельной, а из трех блоков, по 60 — 80 бутылок в одной секции. Также по бокам нужно сделать из бутылок ограничители.
Теперь можно из легких досок или пенопласта сделать для понтона настил. Эту плавучую конструкцию необходимо надежно закрепить, иначе сильный ветер может ее просто унести. Для этого на берегу вбейте две сваи, к которым и прикрепите надежно этот понтон.
Такая конструкция не тяжелая и зимой причал можно убирать.
Понтон из металлических бочек
Когда сама идея улеглась в голове, и схлынула первая волна эйфории, стало понятно, что предстоит много работы, прежде чем плот благополучно отчалит в свое первое плавание. Профессиональных конструкторов плотов или даже плотников среди нас не было. Строительством плотов или лодок мы ранее толком не занимались. Но любителям с широким кругозором по плечу многое. Главное — иметь желание. Кроме того, как известно, Ноев ковчег тоже строили любители, а Титаник — дело рук профессионалов. И мы взялись за дело.
О том как сделать плот мы могли говорить часами. Был миллион идей, которые, разумеется, противоречили друг другу. Предстояло выбрать то единственное решение, которое нам больше всего подходило.
От полностью деревянного плота сразу отказались. Плот из бревен — обычное дело для северных рек. Но на югах не так много сухого подходящего леса, чтобы нормально сделать большой деревянный плот. Учитывая опыт других строителей самодельных плотов, мы думали над такими вариантами:
- Плот из пенопласта. Можно сделать из досок две «лыжи» и заполнить их плотным пенопластом. Одна из лучших конструкций для моторного плота, так как хорошо управляется.
- Плот из камер. Под раму плота подводятся большие автомобильные камеры, чем крепче, тем лучше. Если камера лопнет, ее несложно заклеить в полевых условиях сплава.
- Плот из бутылок. Пожалуй, это самая популярная конструкция плота, и дешевле всех. Сначала надо собрать многие сотни и тысячи пустых пластиковых бутылок. Затем бутылки набиваются в пластиковые мешки (негниющие). Далее мешки с бутылками крепятся под плотом.
- Плот из бочек (или других пластиковых герметичных емкостей). Пластиковые кубы, канистры и так далее. Сложнее крепить, но зато можно добиться высокой посадки плота над водой. Также можно сделать плот из металлических бочек.
- Редкие и экзотические виды плотов. Например, плот из пластиковых негерметичных ящиков, заполненных пенопластом и монтажной пеной.
Еще в продаже есть специальные «понтоны», то есть составные пластиковые емкости для понтонных конструкций. Из таких понтонов-кубиков легко собрать пластиковый плот, но такие понтоны неоправданно дорого стоят.
Забегая вперед, можно сказать, что бочки нас не подвели. За все время на плоту с ними не случилось ничего плохого. Бочки держали свою форму, хотя плот, бывало, цеплял дно реки или бился бочками об берег. |
Подумали-поспорили, и решили делать плот на бочках. Были выбраны пустые пластиковые «евробочки» по 227 литров. Они герметичные, с двумя отверстиями с завинчивающимися пробками. В меру жесткие, чтобы держать форму под нагрузкой, и в меру пластичные, чтобы не дырявиться при наскоке плота на камень или корягу.
Нижняя палуба была поднята над водой на полметра, чтобы волны нас не захлестывали, а мирно разбивались о бочки под палубой плота, не создавая дискомфорта. Вообще, при проектировании и рисовании чертежей плота, слова «комфорт» и «надежность» звучали часто. Ведь мы хотели именно жить на плоту, а не выживать, и среди нас был маленький ребенок.
Должно было случиться невероятное, чтобы плот «кильнулся» или пошел ко дну. Запас остойчивости был таким, что, даже столпившись все вместе на одном краю, собрав все пожитки рядом и добавив к ним еще тонну чего-нибудь, плот не смог бы самопроизвольно перевернуться. Даже при сильном ветре и волнах. Запас плавучести также предполагал спокойное продолжение сплава по Дону при ужасном стечении обстоятельств. Бочки могли прохудиться и наполниться водой, отвязаться и выпрыгнуть из-под плота, бочки могли просто сплющиться. Разумеется, несколько штук одновременно и, как назло, по одному борту. Конечно, сейчас легко бравировать, но факты таковы: оверкиля не случилось, ко дну не пошли.
Как сделали маленький плот
Только-только определились с конструкцией и материалами, как внезапно была выпущена первая бета-версия. О шести бочках, однопалубная плавучая пристань. Отличие такой пристани от плота лишь в том, что плот делают для сплава по рекам, а пристань — должна стоять на месте. Кстати, это не помешало нам на ней немного поплавать.
Основные характеристики пристани:
- рабочее название: «Молодость«,
- собственная масса конструкции: 480 кг,
- максимальная грузоподъемность: 1 543 кг,
- площадь палубы: 8 м².
Прототип будущего «большого» плота был сделан по случаю: один из участников пожелал проспонсировать строительство понтонного причала-плота на реке у своего загородного участка.
А еще. |
Создателем стать легко. Начните с малого — своими руками скворечник для птиц. |
Построили бодренько, не без помощи дипломированного архитектора и ее мужа — специалиста широкого профиля. Начали в полдень, а к вечеру того же дня уже заколачивали последнюю доску настила палубы. И получили удовольствие уже от того, что расчеты оказались верными: понтон вел себя так, как и планировалось. А на следующий день мы взяли весла от лодки, и попробовали плыть на плоту по реке. Течения в этом месте почти нет, мы лишь переправились через реку на плоту и вернулись обратно, по пути немного попрыгав с него в воду — все понравилось! Построили плот своими руками — можно и повеселиться, ведь все получилось так, как и было задумано!
Это обстоятельство полностью развязало нам руки, и мы продолжили творить. Но пока только мысленно.
Как сделали большой плот
Для большого плота потребовалось уже 22 бочки. Крепить бочки к плоту собирались в два ряда, по 11 штук в каждом. Чтобы получилось что-то вроде катамарана с двумя лыжами, что хорошо и по управляемости, и по распределению веса. Кстати, как показал опыт, такую конструкцию легко снимать с мели, а для среднего течения Дона это важно.
Каждая бочка находилась в своем отсеке, ограниченном двумя брусьями и двумя перекладинами. Сверху на бочки давила масса плота, снизу подпирала вода. Кроме того, бочки были притянуты стропами к брусьям рамы.
Основа конструкции плота из бочек — рама из брусьев и досок, на которой настелена нижняя палуба. Верхняя палуба (а-ля Sun Deck) также опирается на раму своими стойками.
Конструкция во многом удерживается собственным весом. Отдельные элементы соединяются между собой через пазы.
Или «пазики», как мы их теперь ласково называем. Дело в том, что при строительстве плота, когда была выпилена, вырезана, выдолблена уже целая сотня пазиков, а они все не кончались, запас ругательных слов в адрес пазиков — иссяк. И с этого момента мы их начали нежно любить.
На чертежах плот выглядит так:
На нашем плоту была кухня. На камбузе творились шедевры кулинарии. Ну или просто готовилась еда. |
Одна бочка убрана — так детали плота на чертеже смотрятся нагляднее.
Также в изготовлении плота широко используются гвозди, в заколачивании которых мы тоже порядком поупражнялись. Гвозди вообще незаменимы во многих начинаниях. Они исполняли роль крючочков на кухне плота в путешествии, теми же гвоздями были прибиты к палубе палатки.
Хорошо, что удалось построить плот без применения шурупов или саморезов. Своими руками закручивать сотни шурупов очень долго, а брать с собой шуруповерт или дрель — лишние хлопоты с электричеством. К тому же, гвозди просто дешевле.
Как управлять плотом при сплаве
Мы долго не могли определиться, как плот будет приводиться в движение, и как он будет управляться. Варианты, когда бы рядом постоянно шумел какой-либо движитель, не устраивали. Классический вариант с гребнями как-то не пошел (хотя другой традиционный вариант управления плотом — шесты — мы использовали). В результате сошлись на том, что будем просто плыть на плоту по течению, как плывется. А по необходимости — тянуть плот моторной лодкой. При этом мы не были уверены, что легкая лодка сможет буксировать многотонный плот, который по габаритам сравним с двух- или трехкомнатной квартирой.
Жаль, но многие красивые и почти нереальные варианты движителя были оставлены за бортом. Один из таких вариантов — гигантский «рыбий хвост». В миниатюре это выглядит так:
Но что мы все про теорию! Наконец настал день, когда мы выехали на место строительства плота, то есть, стапеля. Началась практика. Прибывали стройматериалы, их кучки росли и росли. Мы их начали «перерабатывать», и кучки стали хоть и медленно, но уменьшаться.
Работы было много. Первые дни мы жили на берегу. Размечали, пилили брус и доски, делали пазики, герметизировали пробки у бочек. Одномоментного спуска плота на воду, как с понтоном, не предполагалось. Уж больно массивная была конструкция, несколько тонн — плот своими руками не поднять. Части будущего плота на руках относили в воду, где продолжался монтаж огромной конструкции. В воде работалось даже легче: помните, каким жарким было это лето?
На третий день изготовления плота наконец-то стал появляться настил нижней палубы. И наша активная жизнь стала постепенно перемещаться с берега на плот. Уже хотелось на нем ночевать, пить чай, ловить рыбу и просто сидеть, болтая ногами в воде.
В голове отложился случай. Мы строили плот не в глухом месте, а недалеко от села. Разумеется, местные жители очень интересовались, что это за плот мы тут делаем. У нас даже были постоянные зрители, которые чуть ли не каждый день отслеживали ход работ и вносили конструктивные предложения в проект плота. А также вокруг постоянно крутились местные мальчишки, которые не задавали вопросов, а просто радовались и, наверное, в чем-то нам завидовали. Однажды, когда у нас уже была настелена часть палубы, один из пареньков вдруг спросил: «А можно с вашего плота прыгнуть?»
Вот, наверное, именно в этот момент мне стало ясно, что затея с плотом — это не зря. Уже не один, а несколько мальчишек прыгали в воду с плота, активно эксплуатируя наше творение. Какой же это был кайф — просто видеть их горящие глаза!
Еще через пару дней работы над водой выросла вторая палуба и лестница, ведущая на нее.
Стало ясно, что путешествие на плоту — не за горами. На следующий день закончили стелить нижнюю палубу, построили часть перегородок и приготовились назавтра отчаливать. Палатки начали переползать с берега на плот уже вечером.
Наутро, настелив вторую палубу, мы стали грузиться. На плот переехали все вещи, палатки, а также инструменты и оставшиеся стройматериалы. Долго собирали накопившийся строительный мусор, собираясь использовать его на дрова для самовара и мангала. Берег опустел, мы оттолкнулись, и Дон неспешно понес нас на юг.
Дни сплава на плоту
Теперь нашим основным занятием стало, как кто-то точно подметил, «пить красоту донскую». Чинно плыть на плоту по реке. Наслаждаться спокойствием реки, глазеть на медленно меняющиеся донские пейзажи, улыбаться в ответ на гудки проходящих мимо катеров и судов покрупнее. Спуск на плотах по Дону — не редкость, нам также встречались самодельные плоты, тихо плывущие по реке. Иногда очень важно никуда не спешить. Купаться, рыбачить, загорать, беседовать о самом важном и ни о чем.
«Чего бы еще хорошего на плоту своими руками?» Наверное, с такой мыслью один из участников сколотил деревянный вейкборд. |
Но работа на этом не закончилась. Просто дальнейшее обустройство плота происходило уже «на ходу». Это как ремонт в квартире — закончить невозможно. Теперь темп стал совсем другим. Мы уже никуда не спешили, а работали в свое удовольствие, в свободное от отдыха время. Так при сплаве на плоту появились еще несколько перегородок, чтобы зрительно разделять пространство, и как защита от ветра. Была оборудована кухня (то есть, камбуз), сбит почти-не-шатающийся стол для кают-компании. Повешен гамак, защищенный от солнца и «с видом». Была создана лестница-полуавтомат, чтобы залезать на плот из воды после купания. На второй палубе были натянуты леера, а также водружен флаг.
Хватит обустраивать, пора посмотреть на результаты труда!
На этом рассказ о строительстве можно бы и закончить (на фото плота мы еще полюбуемся в других главах). Но кому-то будут интересны сухие цифры проекта. Итак, характеристики плота с рабочим названием «Четыресполовинойтонны«.
- Полная расчетная масса: 4 500 кг, в том числе
- собственная масса плота: 3 711 кг,
- расчетная полезная нагрузка: 789 кг.
Высота борта (расстояние от верха настила до глади воды) при расчетной полезной нагрузке: 0.39 м.
Посадка при расчетной полезной нагрузке: 0.46 м.
Предельная грузоподъемность плота (максимальная полезная нагрузка): 5 382 кг. При этом полная масса плота стала бы устрашающей: более 9 тонн!
- Габариты плота
- длина: 10.9 м,
- ширина: 6.0 м,
- высота (без учета флага): 3.2 м.
- Площадь палуб плота
- нижняя палуба: 63.2 м²,
- верхняя палуба: 9.5 м².
И напоследок. Чтобы сделать большой плот потребовалось сделать не так уж и много:
- отправить друг другу 331 письмо,
- обработать 427 досок и брусьев общим объемом 5.02 м³,
- закрепить конструкцию с помощью 339 пазиков и 1 696 гвоздей, больших и маленьких.
Рассказать своим читателям |
Написано 25 октября 2010 года,
обновлено 20 июля 2011 года.