Смазка для трущихся металлических деталей
Смазка для трущихся металлических деталей
В зубчатых, червячных, тросовых и других передачах, в подшипниках и колесах во время работы машины возникает трение, создающее дополнительное к основной нагрузке — подъему груза, подъему стрелы и т. д. вредное сопротивление приводу. Чем выше сопротивление от трения, тем большая мощность требуется для совершения одной и той же полезной работы. Кроме того, чем выше это сопротивление, тем больше износ трущихся деталей.
Вредное сопротивление можно уменьшить, если смазать трущиеся детали маслом, жиром и некоторыми другими веществами. Сущность смазки заключается в том, что масло, жир, графит и другие подобные вещества обладают способностью прочно покрывать трущиеся детали пленкой, вследствие этого трущиеся детали соприкасаются через масляные, жировые или графитные пленки. Сила трения между этими пленками значительно меньше, чем сила трения между сухими поверхностями трущихся деталей. Эти пленки не разрушаются даже в том случае, если две трущиеся детали воздействуют одна на другую с большой силой.
Таким образом, назначением смазки является уменьшение силы трения в передачах механизмов, с уменьшением которой уменьшается расход энергии, т. е. повышается коэффициент полезного действия машины, уменьшается износ трущихся деталей. Смазка предотвращает также ржавление металла, поэтому при консервации машины или хранении деталей машин их обильно смазывают.
В механизмах кранов применяются два типа смазочных веществ: густые или так называемые консистентные смазочные масла — солидолы, графитный порошок, консталин и жидкие — автолы, нигролы, индустриальные.
Все смазочные масла, применяемые в промышленности, получают из нефти путем ее перегонки. Масла, выпускаемые нефтяной промышленностью, классифицируют на группы по областям их применения, а в пределах каждой группы — на сорта и марки, составляя так называемый ассортимент масел.
Консистентные смазки представляют собой масла, сгущенные кальциевыми или натриевыми маслами жирных кислот. Содержание жира в консистентных смазках колеблется в пределах 10—20%, остальное содержание смазок составляют масла машинные или веретенные.
В зависимости от удельного давления между трущимися поверхностями, от их температуры, скорости движения, а также системы смазки создаются различные условия работы смазочных материалов. Различные смазочные материалы в зависимости от условий работы в различной степени удовлетворяют предъявляемым к ним требованиям. Так, например, жидкие масла легко выдавливаются с поверхностей движущихся деталей при высоком давлении и высокой температуре, густые смазки плохо работают при высоких скоростях и т. д. Поэтому смазки назначаются в зависимости от условий работы трущихся поверхностей.
Смазочные материалы должны отвечать следующим основным требованиям:
1) обладать хорошей смазывающей способностью;
2) не изменять физико-химических свойств при нормальной работе машины (не образовывать смол);
3) защищать детали от коррозии даже при продолжительной остановке крана;
4) не застывать при низких температурах;
5) не содержать воды и механических примесей;
6) не менять состава при продолжительном хранении.
Таблица 22
Качества смазочных материалов определяют их физико-химическими показателями: удельным весом, вязкостью, температурой вспышки, температурой застывания (последняя должна быть не ниже температуры окружающей среды, в которой будет работать масло), цветом, количеством механических примесей. Пределы, в которых изменения этих показателей допустимы, определяются ГОСТ и приведены в табл. 22.
Необходимость смазки шестеренных механизмов очевидна. Это снижает трение, износ, увеличивает производительность механизмов. В зависимости от исполнения агрегата (картерный либо «сухой»), меняется и способ смазки.
В первом случае в узел заливается жидкое масло, во втором – используется консистентная смазка, которая удерживается на шестернях.
Так же, как и на металлических компонентах, смазка для пластиковых шестеренок может быть густой или жидкой. Существует мнение, что шестерни, изготовленные из фторопласта или тефлона, сами по себе являются антифрикционными.
Особенности применения смазки для пластиковых шестерен
Многие считают, что, если зубчатые передачи изготовлены из пластика, они не требуют смазки. К сожалению, это часто приводит к повреждениям и преждевременному износу механизмов. Смазку для пластика стоит использовать практических для всех типов пластиковых шестеренок, так как она обеспечивает следующие функции:
- обеспечивает длительный ресурс работы шестерен из пластика и предупреждает преждевременный износ;
- обеспечивает стабильную работу механизмов без перебоев;
- препятствует возникновению неприятных шумов и скрипов, обеспечивая практически бесшумную работу;
- сохраняет рабочую поверхность трущихся деталей целостной, без шероховатостей и потертостей;
- препятствует деформации рабочих элементов редукторов и возникновению трещин;
- защищает узлы от влияния внешних факторов, особенно высоких и низких температур.
Существует ошибочное мнение, что пластиковые передачи можно смазывать обычными смазками. Делать это категорически нельзя, так как возможны негативные последствия.
Даже универсальные составы не могут гарантировать высокую эффективности. Воздействие обычных смесей на пластмассы может иметь следующие последствия:
- Под воздействием обычной смазки пластик теряет прочность, и на его поверхности возникают маленькие трещины. Это быстро приводит к повреждению зубьев шестерен, что становиться причиной выхода из строя всего механизма. Потом сделать восстановление зубчатых пар с помощью смазки не получится.
- Некоторые типы могут стать причиной набухания поверхности пластиковых деталей. Это приводит к заклиниванию шестерен, что может привести к поломке зубьев и всего узла в целом.
- Пластиковые поверхности обладают плохой адгезии. Из-за этого классическая смазка не держится на шестернях и разлетается в стороны во время быстрого вращения.
- Некоторые типы, например, солидол, выступают в качестве абразива. Во время работы зубья шестерен могут на глазах стереться. Это обычно приводит детали к полной непригодности.
- Классические смазки не могут обеспечить необходимую теплоотдачу. Пластиковые редукторы отличаются от металлических тем, что сильно нагреваются во время работы. Обычное масло тает и теряет нужную консистенцию, что приводит к перегреву пластика и изменения его формы и физических свойств.
На сегодняшний день пластиковые шестеренки используются в различных сферах:
- компьютерная техника, в особенности серверы;
- офисное оборудование, в том числе принтеры и сканеры.
- мультимедийное оборудование, работа которых основана на вращательных механизмах;
- типографическое оборудование, копировальная техника и устройства для широкоформатной печати;
- в некоторых узлах автомобилей;
- кассовые аппараты;
- пищевое оборудование, в том числе конвейеры, смесительное и перевалочное оборудование.
- кухонная техника;
- медицинское оборудование;
- детские игрушки, радиоуправляемые модельки самолетов и автомобилей.
Особое внимание требуют смазки для пластиковых шестерен, предназначенные для медицинского и пищевого оборудования, так как к ним выставляются не только механические требования, но и гигиенические.
Литиевая смазка
Применение литиевой смазки позволяет избежать возникновения посторонних шумов в подвижных деталях подвески автомобиля. Кроме этого, литиевая смазка практически не высыхает, благодаря чему превосходно защищает детали автомобиля от вредных воздействий окружающей среды и её можно использовать для обработки деталей автомобиля при его постановке на длительное хранение.
Попробуйте белую литиевую смазку WD-40 SPECIALIST – это лучшая смазка в своем классе. Она показала лучшие результаты при независимом тестировании.
Почему литиевую смазку WD-40 SPECIALISTназывают лучшей смазкой?
- Литиевая смазка отличается хорошей механической стабильностью, устойчивостью к смыванию водой, высокой термостойкостью и морозостойкостью.
- Обладает высокими водоотталкивающими и электроизоляционными свойствами, химической стойкостью, особенно хорошей адгезией и инертностью по отношению к различным конструкционным материалам.
- Уменьшает трение, обеспечивает металлическим механизмам и инструментам плавность движения.
- Используется для обслуживания не только металлических, но и пластмассовых деталей или резиновых уплотнений.
- Обеспечивает длительный смазывающий эффект, не капает и не растекается.
- Можно использовать на несущих металлических конструкциях и соединениях.
- Обеспечивает длительную защиту от коррозии.
- Стойкость к окислению.
- Идеально подходит для использования на механизмах, несущих большую нагрузку.
- Обладает высокой вязкостью.
- Простота очистки деталей. Легко смывается обычной водой, что упрощает и удешевляет процедуру очистки деталей.
- Способность к восстановлению. Литиевая смазка может восстанавливать молекулярные связи на поверхности трущихся деталей, что является основным условием восстановления ее работоспособности, профилактики разрушения и продления срока службы.
- Низкая коксуемость при высоких температурах.
- Диапазон рабочих температур: от -25°C до +130°C
Клапан 360 ° – позволяет осуществлять распыление при любом угле наклона баллончика.
Смазки
Смазки предназначены для смазывания и защиты от коррозии трущихся механических узлов и механизмов. Устраняют скрипы и заедание деталей, защищают от коррозии, облегчают отвинчивание заржавевших резьбовых соединений.
В ЮНИКСе представлены различные виды смазок
1. WD-40
WD-40 может выполнять следующие 5 основных функций:
— Очищает. WD40 легко очищает жир, битумные пятна или остатки клея. WD-40 проникает под грязь, сажу и смазочные вещества чтобы очистить поверхность. Также WD-40 растворяет клейкие вещества, позволяя легко удалять этикетки, клейкую ленту и излишнее количество клея.
— Замещает влагу. WD40 вытесняет влагу и образует защитный барьер против сырости. WD-40 может вытеснять влагу, что позволяет устранять проводимость вызванную сыростью в электронных системах.
— Проникает. WD40 освобождает заржавевшие, заклинившие или примерзшие механизмы. WD-40 ослабляет сцепление между металлом и ржавчиной, позволяет устранить прикипание и сцепление смерзшихся металлических частей.
— Смазывает.WD40 смазывает детали не оставляя на поверхности жирных или липких следов. Смазывающие ингредиенты WD-40 широко рассеиваются и прочно удерживаются на движущихся частях.
— Защищает. WD40 предохраняет металлические поверхности от образования коррозии даже в самых экстремальных условиях. WD-40 защищает металлические поверхности ингредиентами, обеспечивающими сопротивление коррозии, которые защищают металл от влаги и других причин коррозии.
2. Смазки графитные
Смазка графитная (ГОСТ 3333-80) — смазка общего назначения; высоковязкое нефтяное масло, загущенное кальциевым мылом с добавлением 10% графита. Основные эксплуатационные характеристики графитной смазки: работоспособна при температуре -20… +70°С; допускается к применению при температуре ниже -20°С в рессорах и аналогичных устройствах. Область применения графитной смазки Применяется в узлах трения скольжения тяжелонагруженных тихоходных механизмов; в рессорах, подвесках тракторов и машин, открытых зубчатых передачах, опорах буровых долот и т. п.
3. Литиевые смазки
Эффективные рабочие характеристики такого материала, как смазка на литиевой основе, сделали его незаменимым, когда речь идет о смазывании подшипников качения и скольжения, шарниров, зубчатых и цепных передач, а также подшипников ступицы. Как видим, литиевая смазка является многоцелевым продуктом, который можно использовать в различных узлах трения.
4. Смазки Шрус-4
Смазки Шрус-4 применяеются в шарнирах равных угловых скоростей полноприводных автомобилей и других узлах трения.
5. Солидол
Смазка нашла широкое применение в парах трения машин, сельхозтехники, транспортных средств, ручном слесарном инструменте, редукторах и винтовых передачах.
6. Смазка силиконовая
Силиконовая смазка образует на поверхности сверхскользкий, тончайший, защитный, устойчивый к коррозии полимерный слой, состоящий из сцепленных силиконовых молекул, придающих поверхности автомобиля исключительную скользкость и водоооталкивающие свойства. Предназначена она и для долговечной защиты от внешних факторов. Смазка способна сохранить эластичность резиновых уплотнителей, продлить срок их эксплуатации, предотвратить скрип, предохранить автомобильные замки от коррозии и замерзания.
7. Смазки с преобразователем ржавчины
Смазки с преобразователем ржавчины применяются для ремонтных работ, консервации неокрашенных металлических деталей и бытового использования. Смазывают и защищают от коррозии дверные замки и петли, рычаги привода заслонок карбюратора, штоки телескопических амортизаторов и антенн, крепежи элементов кузова и шасси.
8. Смазки для цепей
Обеспечивает оптимальное смазывание цепей. Устойчивы к действию низких и высоких температур, а также воды. Обладают очень хорошей адгезией, обеспечивает отличную защиту от коррозии. Предотвращают растяжение цепи и продлевают тем самым срок ее службы.
9. Смазки для тормозных механизмов
Смазки для тормозных механизмов — специальные синтетические высокотемпературные смазки, содержащие керамику. Предназначены для смазывания тыльных сторон колодок и поверхностей антискрипных пластин. Уменьшают и предотвращают появление скрипов и шумов при работе тормозов. Обладают очень высокой адгезией. Смазки устойчивы к действию солей и вымыванию водой. Улучшают надежность работы тормозной системы в целом. Температурный диапазон применения от -40 °С до +1200 °С.
10. Смазка для электроконтактов
Защищают клеммы аккумулятора и электрические контакты от коррозии и окисления, обеспечивая надежный запуск двигателя, работу системы освещения и продолжительный срок службы аккумулятора. Защищают от воздействия кислот. Совместимы с пластиками. Снижают контактное сопротивление и предотвращают образование тока утечки. Температурный диапазон применения от -40°C до +60°C.
11. Многоцелевые смазки
Многоцелевые смазки — разновидность литиевых смазок для смазывания подшипников качения и скольжения, карданных крестовин, работающих при нормальных нагрузках, а также при средних и высоких температурах. Их отличают широкий температурный диапазон применения и отличная водостойкость. Благодаря использованию высококачественных компонентов и присадок при производстве смазки, обеспечен длительный срок ее службы. Температурный диапазон применения от -30°С до +125°С.
12. Смазки литиево-кальциевые
Литиево-кальциевые смазки служат для смазывания тихоходных коробок передач и централизованных систем смазки в грузовых автомобилях. Обеспечивают оптимальные адгезионные свойства. Выдерживают высокие нагрузки. Водостойки. Гарантируют надежное смазывание деталей системы смазки.
13. Медные смазки
Медные смазки используются для смазывания деталей, подвергающихся высокой термической нагрузке (частей тормозной системы, соединений глушителя, посадочных мест кислородных датчиков, резьбовой части свечей зажигания, шпилек выпускного коллектора). Медные смазки обладают высокой антифрикционной эффективностью, противозадирными свойствами, предотвращают фреттинг-коррозию. Сохраняют неизменными смазывающие свойства в диапазоне температур от –30 °C до +1100 °C.
14. Пушечное сало
Пушечное сало – это консервационная смазка, которая применяется для защиты стальных поверхностей от воздействия коррозии. В состав данного средства входит нефтяное масло, загущенное церезином и петролатумом.
По своему внешнему виду смазка ПВК представляет собой мазь желтовато-коричневого цвета. Данное вещество обладает также высокой густотой и липкостью.
Пушечное сало владеет хорошими антикоррозийными свойствами. В силу таких способностей оно используется практически во всех отраслях быта и хозяйства, в том числе и для защиты днища и кузова автомобиля. Наносится оно на металлические изделия любых размеров и формы.
15. Смазка Циатим-201
Приборная смазка ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267-74) предназначена для узлов трения, работающих с малым усилием сдвига при невысоких нагрузках.
Применяется в авиационной технике, радиотехническом оборудовании, электромеханических приборах и точных механизмах.
Морозоустойчивая водостойкая смазка Циатим 201 используется в малонагруженных узлах качения, скольжения, трения с малым усилием сдвига.
Смазка циатим 201 часто находит применение в автомобильной технике, работающей в условиях Крайнего Севера при низких температурах.
Циатим 201 сохраняет работоспособность при температурах в диапазоне от -60 до +90°С.
Металлонаполненные смазки
Если порошки медных сплавов, являющиеся основой РиМЕТа, постоянно подаются циркулирующим маслом в зоны трения, то пластичные смазки закладываются надолго, иногда и на весь срок службы узла трения. Поэтому механизм действия металлоплакирования иной, да и сам металл в этом случае используется другой, а именно, порошок цинка (Zn), который также как медные сплавы, получается путем испарения-конденсации металлического пара.
Цинкнаполненная противоизносные пластичные смазки РиМЕТ получены путем тщательного диспергирования высокодисперсного порошка цинка или его сплава в широко известной консистентной смазке Литол-24. Присутствующий в смазках металлический цинк в процессе трения, благодаря высокому сродству к стали, осаждается на стальных поверхностях и образует на них тонкий слой (оцинкование поверхности). Образующийся слой, будучи ультрадисперсным, обладает необычными свойствами, отличными от свойств массивного сплава цинка. Несмотря на малую толщину слоя, пластическая деформация преимущественно реализуется именно в нем, благодаря чему металлонаполненная смазка выдерживает более высокие по сравнению с основой нагрузки — деформации металла под нагрузкой уменьшаются на порядок, микротвердость её поверхностного слоя увеличивается, и износ пары трения значительно уменьшается.
Мы обнаружили, что нагрузка задира при смазывании смазками РиМЕТ возрастает по сравнению с Литолом 24 до 6 раз, коэффициент трения снижается в два раза, износ уменьшается в 4 раза. Немаловажно, что средняя работоспособность смазок РиМЕТ намного выше, чем у Литол-24.
Образующийся металлический слой цинка осуществляет электрохимическую (протекторную) защиту стали узлов трения от коррозии.
Совершенствование металлоплакирующих цинксодержащих смазок идет путем совершенствования качества порошков по фракционному составу и подбору современных пакетов присадок, улучшающих трибологические характеристики смазки. На сегодняшний день смазки ВМП по этим параметрам существенно лучше отечественных аналогов и практически не уступают многим импортным аналогам.
Triton XD5 высококачественная, синтетическая (ПАО), противозадирная смазка, загущенная сульфонатом кальция, разработанная для применения в узлах внедорожной техники, работающей в широком диапазоне температур: от умеренных до самых низких. Данный продукт рекомендован к применению в тяжелых карьерных грузовиках, автопоездах, колесных бульдозерах, экскаваторах с обратным ковшом, уплотнителях грунта, универсальных экскаваторах, скреперах, фронтальных погрузчиках, а также грейдерах, работающих во влажной среде под воздействием тяжелых нагрузок.
Антикорозионная защита
C100 (400мл) — образует эффективную защитную пленку от ржавчины на всех металлических деталях. Состав распыляется на поверхность или деталь, обеспечивая стойкую защиту от окисления. С 100 – прозрачное и неагрессивное вещество. Удаляется растворителем, бензином, бензолом или растворителем жиров С 120.
C106 (500мл) — обеспечивает высокую степень защиты шлифованных и полированных изделий, полостей и деталей литьевых пресс-форм и т.д. во время хранения и транспортировки. Тонкая воскоподобная пленка, которая остается после распыления, не засыхает, не задирается не резинится, практически не пропускает газы, пары и соли. Благодаря низкой вязкости труднодоступные места надежно смазываются и защищаются. С 106 не содержит хлорных, нитридных и бариевых соединений. Согласно VW спецификации PV 52.02, легко удаляется даже после длительного хранения на складе.
Mold Saver (340г/400мл) — идеальное защитное покрытие для хранения пресс-форм в течение длительного периода времени. Он защищает отполированные полости и все металлические детали от коррозионных повреждений. Его тонкая, прозрачный пленка составляет около 8 мкм, она мягкая, сухая и восковая, ее можно легко стереть без растворителей. Одного баллончика Mold Saver хватает примерно на 7,5 квадратных метров поверхности.
Назначение и характеристики WD-40
Смазка WD-40 оказывает несколько основных эффектов:
- Вытесняет влагу — благодаря высокой текучести состав проникает в микроскопические полости (поры, трещины), вытесняя из них влагу;
- Создает кратковременную защиту от воды и коррозии;
- Разъединяет заржавевшие детали механизмов — состав проникает в слой ржавчины, частично растворяет его и создает тонкий слой смазки между деталями, что в конечном итоге позволяет разделить детали;
- Удаляет разнообразные загрязнения — благодаря наличию растворителя смазка борется с жирными и битумными пятнами, остатками клея и т.д.;
- Создает кратковременную защиту от пыли и грязи.
Также смазке приписывают и еще несколько качеств, которые не соответствуют действительности:
- Долговременная антикоррозийная защита — это миф, WD-40 лишь удаляет влагу и на короткое время защищает металлические изделия от воды, но вследствие испарения эта защита теряется;
- Смазка движущихся деталей — это не так, препарат хотя и содержит минеральные масла, однако их количества недостаточно для полноценной смазки. Мало того, входящий в состав WD-40 растворитель удаляет следы старого смазочного материала, что лишь ухудшает работу механизма;
- Смазка не оставляет следов и не испаряется — это тоже ошибочное мнение, в смазку входят уайт-спирит и летучие углеводороды, которые довольно быстро испаряются, а минеральные масла оставляют заметные пятна.
Также следует отметить и тот факт, что WD-40 подходит вовсе не для любых поверхностей — смазка может негативно влиять на некоторые пластики, и не рекомендуется ее длительный контакт с кожей.
Выбор смазки для двигателя
При выборе любого из видов смазок для двигателей стоит обращать внимание на показатели термической, коллоидной, механической стабильности. В первом случае речь идет о диапазоне температур, в котором сохраняется способность выполнять свои функции, во втором – о параметрах, при которых происходит выделение масла, в третьем – о способности восстанавливать структуру слоя на поверхности трущихся деталей после разрыва контакта между ними. Правильный выбор смазочных материалов – залог создания максимально благоприятных режимов работы двигателей. Но не менее важна технология смазывания, в которой учитывается оптимальное количество состава при нанесении в соответствии с особенностями конкретного узла двигателя.